masteriks (masteriks) wrote,
masteriks
masteriks

Categories:

История создания текстильных кукол

Коллекционные куклы текстильные

Слава первого мастера «новой кукольной эпохи» заслуженно принадлежит немке — Кэти Крузе (Kruse). Жена талантливого немецкого скульптора Макса Крузе начала делать куклы в 1911 г., будучи твёрдо уверенной, что хрупкий бисквит совершенно не подходит для детских игр. Она хотела, чтобы её куклы стали прочными, реалистичными и удобными в обращении. Согласно легенде, первую куклу Кэти смастерила из картошки и полотенца, набитого песком, а моделью послужила дочь художницы.

Хотя малыши задумывались как демонстрационные модели для больниц, детища Крузе, одетые в настоящие наряды, всё-таки скорее относились к миру художественному. Со временем куклы изрядно усложнились и к 20-м гг. пупсы Крузе уже сшивались из многочисленных кусков ткани — муслина, пропитанного специальным составом (только на одну ногу приходилось пять деталей). Благодаря использованию песка в качестве наполнителя создавалось впечатление, будто держишь на руках живого малыша.

Хотя малыши задумывались как демонстрационные модели для больниц, детища Крузе, одетые в настоящие наряды, всё-таки скорее относились к миру художественному. Со временем куклы изрядно усложнились и к 20-м гг. пупсы Крузе уже сшивались из многочисленных кусков ткани — муслина, пропитанного специальным составом (только на одну ногу приходилось пять деталей). Благодаря использованию песка в качестве наполнителя создавалось впечатление, будто держишь на руках живого малыша.

В период между двумя мировыми войнами искусство европейской тряпичной куклы пережило настоящий ренессанс, являя пример и авторского, и фабричного, и домашнего изготовления игрушек.
Французы внесли скромный вклад в производство тряпичных кукол. Лишь великолепные будуарные куклы 20-х гг. XX столетия, рассчитанные исключительно на взрослых, стали образцом высокохудожественной продукции.

Симпатичная американская кукла Рэггеди Энн (Raggedy Ann and Andy), запатентованная в 1915 г., имела ярко-красные волосы, треугольный носик, прелестные голубые панталончики и шоколадное сердечко, спрятанное на груди. Энн и её брата Энди создал известный американский карикатурист Джон Грюэль для прикованной к постели дочери.

Началось всё с куклы без лица, которую Грюэль нашёл у себя на чердаке. Он передал её дочери Марселле и сочинил историю в картинках, героиней которой стала симпатичная матерчатая кукла с чёрными глазками и красным носиком - «Тряпичная Энн». Рассказы очень понравились и дочери, и другим детям. В 1915 г., после смерти Марселлы, Груэлл запатентовал свои создания, и его семья занялась изготовлением этой куклы «во плоти». Лица кукол рисовались просто, но были очень трогательны и обаятельны: круглые глазки, носик треугольником, ротик расплылся в улыбке. Первые 200 кукол были быстро раскуплены.

Ещё через три года вышла книга Груэлла с рассказами о «Тряпичной Энн», а в 1920 г. появился и герой - «Энди», или «Мужчина Тряпичной Энн». Компания «Волленд», выпускавшая книги, занялась коммерческим производством и самих кукол. Куклу делают до сих пор, а среди её почитателей были Маргарет Трумэн и принцесса Монако Грейс.

Спустя некоторое время появилась ещё одна необыкновенно весёлая девчонка — рыжеволосая Мэделайн (Madeline) в клетчатом платьице воспитанницы парижского пансиона, неизменном пальто из голубого фетра, в жёлтой шляпке и с прорисованным шрамом от операции аппендицита.

Неповторимый шарм придали тряпичной кукле итальянцы. В 1918 г. Елена Скавини с братом начали выпускать в Турине матерчатых кукол, нередко по эскизам знаменитых итальянских художников. Позже фирму назвали в честь Елены с добавлением её домашнего прозвища (Lend, Elena Scavini), а первую куклу нарекли Ленчина. В 1922 г. компания зарегистрировала свою торговую марку. Специфика кукол Lend — лицо из фетра, которое после обработки закрепителем могло принимать любую форму и удерживать стеклянные глаза. Ещё одним нововведением стало использование чулочной ткани (хлопка или шёлка) для тела куклы.

Очередное поветрие охватило мир любителей кукол в начале 80-х гг. XX в., когда на свет появилась кукла, внешне противоречащая канонам безукоризненной, изящной красоты. Пухлые, гротескные фигуры из мягкого материала, обтянутого капроном, с симпатичными перевязочками. Каждый из непохожих друг на друга «детей» очень нуждался в заботливых, любящих родителях, ведь нашли младенцев не где-нибудь, а в капусте, посему и назвали их — «дети с капустной грядки». При усыновлении (покупке) счастливая «мама» получала свидетельство о рождении малыша. Очаровательные толстяки стали прелестным подарком к Рождеству и идеальной игрушкой для детей любого возраста.

Бурное развитие кукольной индустрии в конце XX в. имело и негативные последствия: штампованная, безликая продукция буквально заполонила рынок. В противовес этому в США и Европе наблюдается огромный спрос на коллекционных кукол, выполненных малыми партиями или даже в единственном экземпляре. Цена подобных кукол порой достигает нескольких тысяч долларов, а значит, такую покупку могут себе позволить лишь весьма состоятельные люди, например Барбара Буш, жена бывшего президента США, или кинозвезда Деми Мур. Самыми доступными считаются коллекционные куклы текстильные.

#куклы #куклысвоимируками #куклыручнойработы #рукодельница #авторскаякукла #handmade #куклыназаказ #вязаныекуклы #интерьерныекуклы #текстильныекуклы #коллекционныекуклы
Tags: #handmade, #авторскаякукла, #вязаныекуклы, #интерьерныекуклы, #коллекционныекуклы, #куклы, #куклыназаказ, #куклыручнойработы, #куклысвоимируками, #рукодельница, #текстильныекуклы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment